Разновидности
В соответствии с международной классификацией диссоциативные расстройства включают следующие основные типы патологий: деперсонализация, диссоциативная амнезия, фуга и расстройство идентичности. Такие состояния находятся в определенной органической связи.
Деперсоназационное расстройство более характерно для женщин в возрасте более 45 лет. Сущность патологии состоит в том, что у человека периодически возникает состояние отрешения от своего тела. Он уверен в нереальности своего существования, полностью отвергая строение своего тела, убеждая себя и других, что его тело совершенно другое. Все, что происходит с ним (в т .ч. мысли, речь, мимику), больной человек наблюдает как будто со стороны. В то же время сохраняется аппарат восприятия, и все внешние признаки воспринимаются адекватно. Такое состояние наступает неожиданно, а затем переходит в хроническое течение с периодическим обострением.
Диссоциативная амнезия считается достаточно распространенной разновидностью болезни. Патологии подвержены в большей мере совсем молодые девушки, пережившие стресс или физическую травму. Основные признаки данной болезни связаны с исчезновением из памяти определенных временных периодов. Такая выборочная амнезия возникает неожиданно в виде приступа, хотя до начала и после обострения сохранялось полное сознание, и мыслительный аппарат не переставал работать. При устранении психологических воздействий память, по прошествии определенного (достаточно длительного) промежутка времени, может вернуться самостоятельно.
Диссоциативная фуга встречается достаточно редко. Ее основные симптомы — бессмысленные передвижения (порой на очень большие расстояния) при частичной утрате памяти собственной истории. Человек на какое-то время утрачивает собственную историю жизни, а приобретает уверенность в совершенно другой предыстории. В то же время сознание человека в данный конкретный момент продолжает нормально функционировать, и он способен привычно для окружающих оценивать ситуацию. Обострение болезни, как правило, продолжается не очень долго, после чего человек неожиданно возвращается в прежние рамки.
Классификация и симптомы
В МКБ-10 к диссоциативным расстройствам относят следующие состояния.
Диссоциативная амнезия – распространенное расстройство с частичной или полной потерей памяти в отношении травмирующих происшествий. Больной находится в сознании, признает амнезию и помнит о других событиях. Психотерапевтическая помощь сочетается с лекарственной терапией, в некоторых случаях показан гипноз. Задача терапии – выработать у пациента адаптивные способы реагирования на болезненные ситуации и научить его безопасно переживать свои чувства.
Диссоциативная фуга – это расстройство, при котором утрачиваются воспоминания о своей прежней личности и иногда создается новая. Так, человек меняет поведение, внезапно покидает дом, создает новую семью. Позже прежняя личность возвращается, но утрачивается память о существовании фуги. Больной находится в растерянности из-за того, что осознал себя в новых обстоятельствах, в незнакомом месте, причем в прежней жизни уже произошли перемены. Пусковым фактором для фуги является травмирующая ситуация, и психотерапевтическая помощь заключается в ее переработке, иногда – в адаптации.
Диссоциативный ступор – двигательное расстройство в виде мутизма и полной или практически полной обездвиженности. Состояние длится несколько минут или часов. Пациент пассивен, почти неподвижен, долго находится в одной позе, не реагирует на раздражители внешнего мира, не отвечает на вопросы или делает это кратко, односложно и с задержкой. Лечение проводится в условиях стационара, включает психоанализ и кратковременную психотерапию.
Диссоциативный транс и одержимость – расстройство, при котором больной временно теряет ощущение себя как личности и не осознает окружающей обстановки. К таким расстройствам относятся лишь непроизвольные и нежелательные нарушения, возникающие вне религиозных или культурно-приемлемых ситуаций.
Диссоциативные двигательные расстройства – это частичная или полная потеря способности двигать конечностью. Такое состояние может напоминать атаксию, апраксию, акинезию, глухоту, дизартрию, дискинезию, припадок или паралич. Внешние признаки могут наводить на мысль о заболевании, но обследование обнаруживает противоречия жалоб анатомическому и физиологическому состоянию организма. Пациент часто спокойно принимает все симптомы расстройства, иногда наблюдается поведение, рассчитанное на привлечение внимания. Ему в этом случае оказывают только самую необходимую помощь, не поощряя использовать симптомы для получения вторичной выгоды. В лечении задействованы психоанализ и поведенческая терапия.
Диссоциативные конвульсии фактически имитируют эпилептический припадок. От истинной эпилепсии отличаются тем, что случаи прикусывания языка, кровоподтеки, связанные с падением, а также непроизвольное мочеиспускание почти не встречается. Сознание при этом сохранено либо пациент находится в состоянии транса.
Диссоциативная потеря чувственного восприятия – утрата ощущений, не связанная с соматическими или нервными патологиями. В отличие от истинной анестезии, области потери чувствительности часто имеют границы. Это происходит из-за того, что знания пациента о функциях тела отличаются от медицинских. Потеря слуха, зрения и прочих сенсорных данных при таких расстройствах практически не бывает тотальной.
Смешанная форма отмечается, если у пациента присутствуют несколько описанных выше видов расстройств. К другим диссоциативным расстройствам относится синдром Ганзера, расстройство множественной личности (существование двух и более разных личностей, каждая из которых имеет собственную память, предпочтения и особенности поведения), преходящие расстройства, возникающие в детстве.
Причины возникновения
Детская психотравма может повлиять на развитие раздвоения личности На сегодняшний день достоверно неизвестно, каким является механизм развития заболевания. Рассматривают провоцирующие факторы, среди которых различают:
- наследственная предрасположенность;
- гипоопека в процессе воспитания;
- психические травмы;
- расстройство эмоционального характера;
- наличие повышенной тревожности и фобий;
- жестокость по отношению к человеку во время его воспитания;
- психическое или физическое насилие, пережитое в детстве;
- случай похищения или излишней опасности в прошлом;
- близость смерти, например, последствие аварии или серьезной операции;
- длительное отсутствие отдыха или сна;
- виртуальная зависимость от компьютерных игр, фильмов;
- хронический стресс;
- алкоголизм или наркомания;
- отравление токсинами;
- перенесение тяжелой инфекции;
- затяжной внутренний конфликт, закомплексованность.
Профилактика и лечение
При сосудистых и нейродегенеративных патологиях интеллектуальные нарушения необратимы. Однако обратимы при нарушении обмена веществ и метаболических болезнях. Так, выясняется причина патологии обмена веществ и проводится симптоматическая и патогенетическая терапия.
Психологических подход к тревожным и диссоциативным расстройствам заключается в попытках объединить все психические процессы воедино и воссоздать целостность сознания. Это делается при помощи психотерапии: когнитивно-поведенческой терапии, гипноза, методы психодинамической терапии.
Для облегчения симптомов депрессии и тревоги пациенту назначаются антидепрессанты и анксиолитики. Это симптоматическая терапия. Нет ни одного лекарственного средства, которое смогло бы воссоздать единый и непрерывный поток сознания и целостность психических функций.
Профилактика когнитивным и диссоциативным нарушениям неспецифична
Следует взять во внимание каждую причину развития болезней (инсульт, нейродегенерация, демиелинизация, хронически недостаток кровообращения) и предотвращать их
Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!
Течение болезни
Параноидальные личности неискренни, лишены чувства юмора, их интересы узки, ограничены, их сложно переубедить в чем либо. У них обостренное чувство своей ценности, но в то же время они очень чувствительны к неудачам, негативному отношению окружающих. Таких пациентов интересует только то, что трогает их личность, интересы, больные безразличны ко всему остальному. Они подозрительны, не доверяют другим, думают, что к ним враждебно относятся. Им кажется, что окружающие придирчиво присматриваются к их словам и действиям.
- Шизоидный тип. У личностей шизоидного типа первые признаки расстройства проявляются еще в детстве. В детстве такой ребенок мало общается со сверстниками и любит тихие, мирные игры. Шизоидная личность глубоко ощущая себя, свои внутренние переживания, чувствует себя некомфортно в общении с другими людьми, поэтому контакты могут ограничиваться узким кругом близких и друзей. Движения у таких больных неестественные, угловатые, им недостает пластичности, голос ровный, без интонаций. Иногда вся их энергия направляется на достижение незначительных целей, например, на коллекционирование чего-либо. Хорошо проявляют в работе, не требующей коллективных усилий.
- Антисоциальный тип. Личности антисоциального типа эгоистичны, импульсивны, конфликтуют с учителями, родителями, сверстниками. С детства, начинают убегать из дома, пропускают школу. Систематическая работа для них невыносима. Такие больные всегда считают себя правыми. Часто начинает употреблять наркотики, алкоголь, последний плохо переносит, после употребления алкоголя становятся злыми, агрессивными. Такие больные любят риск, склонны к преступлениям, не чувствуют вины, у них нет чувства ответственности.
- Эмоционально нестабильный тип (маргинальный). В случае эмоционально нестабильного типа расстройства личности возникает гиперчувствительность, эмоциональная нестабильность, особенная чувствительность перед препятствиями на пути к достижению цели, трудностями в межличностных отношениях. Эти люди плохо контролируют свои порывы, у них быстро возникают вспышки гнева и агрессии. Такие больные легко поддаются чужому влиянию, хорошо убеждаемы. Иногда есть склонность навредить себе,
- Театральный тип. Одна из главных черт личностей театрального типа – потребность произвести впечатление на окружающих. Эти люди не способны много работать, быстро сдаются, когда сталкиваются с задачами, требующими усидчивости, более глубоких знаний. У них нет собственного мнения, их рассуждения незрелые, поверхностные, наблюдается склонность к безрассудным действиям и авантюрам. Пациент любит эксцентрично одеваться, отличается демонстративным поведением, необычными действиями, старается сформировать хорошее мнение у окружающих.
- Ананкастический (педантичный) тип. Личности ананкастического типа педантичны, аккуратны, настойчивы. Эти пациенты склонны сомневаться, не доверять другим людям, поэтому постоянно проверяют действия других. Больной серьезен, не имеет чувства юмора, консервативен, компромиссов не приемлет. Пытаясь решить волнующие проблемы, такие больные становятся навязчивыми, не учитывают чужие желания и пожелания. Возможны навязчивые мысли и размышления.
- Расстройство личности тревожного (избегающего) типа. Основные черты характера – застенчивость, нерешительность, послушание, чуткость в общении с другими людьми. Для больного характерна заниженная самооценка, неуверенность в себе. Больной честный, отзывчивый к окружающим, всегда готов помочь, старается никого не обидеть и не расстроить. Больной замкнутый, лучше всего себя чувствует в кругу близких людей. Он беспокоится не только о себе, но и о своих домочадцах, боится, что с ними случится что-то плохое. Постоянно ищет поддержки, помощи.
- Зависимый тип. Личности зависимого типа характеризуются такими чертами характера, как пассивность, одержимость, безынициативность, самостоятельность в общении с другими людьми, больной быстро устает. Из-за страха быть отвергнутым окружающими, не противостоит им, терпит все обиды и унижения, всегда готов помочь.
Театральный тип
Все типы личностей при благоприятных условиях жизни хорошо адаптируются к окружающей среде, живут полноценной жизнью. Обострения совпадают с возрастными кризисами, семейными конфликтами, соматическими болезнями.
Причины
Существует несколько десятков нозологических форм, в рамках которых развиваются когнитивные нарушения. К этим нозологическим формам относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматоневрологические и психические расстройства, отрицательно влияющие на когнитивные функции.
Основными причинами когнитивных нарушений могут являться:
Нейродегенеративные заболевания
- Болезнь Альцгеймера
- Деменция с тельцами Леви
- Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД)
- Кортико-базальная дегенерация
- Болезнь Паркинсона
- Прогрессирующий надъядерный паралич
- Хорея Гентингтона
- Другие дегенеративные заболевания головного мозга
Сосудистые заболевания головного мозга
- Инфаркт мозга «стратегической» локализации
- Мультиинфарктное состояние
- Хроническая церебральная ишемия
- Последствия геморрагического поражения головного мозга
- Сочетанное сосудистое поражение головного мозга
- Смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные нарушения
- Дисметаболические энцефалопатии
- Гипоксическая
- Печёночная
- Почечная
- Гипогликемическая
- Дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз)
- Дефицитарные состояния (дефицит В1, В12, фолиевой кислоты, белков)
- Промышленные и бытовые отравления
- Ятрогенные когнитивные нарушения (применение холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)
Нейроинфекции и демиелинизирующие заболевания
- ВИЧ-ассоциированная энцефалопатия
- Губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта — Якоба)
- Прогрессирующие панэнцефалиты
- Последствия острых и подострых менингоэнцефалитов
- Прогрессивный паралич
- Рассеянный склероз
- Прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия
- Черепно-мозговая травма
- Опухоль головного мозга
- Ликвородинамические нарушения
- Нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия
Другие
При большинстве хронических сосудистых и дегенеративных заболеваний мозга когнитивные расстройства носят необратимый характер, однако в случаях, когда причиной когнитивных расстройств являются системные метаболические нарушения, коррекция этих нарушений приводит к восстановлению психических функций. В таких случаях говорят об обратимых когнитивных расстройствах.
К обратимым когнитивным расстройствам относят дисметаболическую энцефалопатию, нарушения высших мозговых функций при нормотензивной гидроцефалии и, в некоторых случаях, при опухоли мозга; причиной обратимых нарушений могут быть также расстройства тревожно-депрессивного ряда. До 5% случаев когнитивных нарушений на стадии деменции (и, по-видимому, существенно больший процент на стадии лёгких и на стадии умеренных когнитивных расстройств) являются полностью обратимыми.
Поскольку когнитивные нарушения не всегда развиваются в результате первичного заболевания головного мозга, необходимо, кроме оценки неврологического статуса, общее физикальное исследование по органам и системам. Необходимыми мероприятиями являются общий анализ крови и мочи, исследование активности печёночных трансаминаз и гамма-ГТ, гормонов щитовидной железы, исследование концентрации билирубина, альбумина, креатинина и азота мочевины, при возможности — концентрации витамина В12 и фолиевой кислоты. Восстановление когнитивных функций после коррекции метаболических нарушений служит подтверждением диагноза.
Чего не стоит делать
Порой случается, что человеком с диссоциальным расстройством оказывается близкий родственник, с которым достаточно непросто полностью прекратить общение. Как же тогда быть, как защитить себя и остальных членов семьи от его воздействия?
- Отбросьте иллюзии о том, что он поймёт, насколько неправильно себя ведёт и исправится. Даже если он прошёл длительный этап терапии, не стоит расслабляться. Кредит доверия совсем не вариант для подобного случая. Будьте аккуратны и осторожны. Имеется в виду, не стоит доверять ему свою жизнь, финансы и так далее.
- Перестаньте обвинять и доказывать его неправоту. Сохраните своё душевное равновесие, так как, стараясь достучаться до его сознания, вы попросту столкнётесь с бессилием. Которое лучше сразу признать. Себе дороже. Никакие доводы не способны вызвать в нём жалость, сочувствие или раскаяние. А после неизбежного в таких случаях конфликта вы окажетесь пострадавшей стороной. Так как помимо поражения, предстанете в его и не только его глазах тираном, истеричкой и прочее.
- Проявление эмоций в надежде обратиться к его чувственности и совести также окажется бесполезной тратой времени и сил. К тому же, показывая свои слабые, уязвимые места вы только порадуете социопата. Понимая, что он вызвал боль, страдания и прочие неприятные переживания, он будет испытывать удовлетворение, а не вину.
- Угрозы также бессмысленны. Они могут спровоцировать приступ агрессии, в ходе которого вы пострадаете в силу его неумения себя контролировать. В такой игре превосходство однозначно у диссоциала.
- Отбросьте попытки воззвать к его рациональности, пытаясь организовать разговоры о добре и зле, нравственности и моральности. Подобные суждения ему не понятны, не потому, что он глупый, а потому – что всё равно.
Что делать при угрозах
Если вам угрожают и вы понимаете, что насилие неизбежно – обязательно обращайтесь в правоохранительные органы. Не стоит рисковать собственной жизнью, особенно, если раньше угрозы претворялись в реальность. У него имеется доступ к оружию, или даже просто периодически делится бредовыми навязчивыми идеями о причинении вреда другим лицам.
В случае, когда вы ощущаете на себе влияние диссоциала, заручитесь поддержкой близких людей и отправляйтесь на консультацию к психологу. На терапии вы сможете обнаружить собственные границы и способы их защиты. Выработать тот стиль поведения, что поможет сохранить целостность и обеспечит безопасность.
Симптомы синдрома расщепления личности
Характерные для синдрома расщепления личности симптомы выглядят следующим образом:
- наличие в пациенте двух или более личностных состояний;
- каждая из личностей периодически захватывает контроль над поведением больного;
- нарушение долговременной памяти;
- провалы во времени;
- резкие смены настроения;
- панические атаки;
- ощущение дереализации;
- расстройства сна;
- тревожные расстройства;
- отказ от пищи;
- появление галлюцинаций.
Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.
Лучшие врачи по лечению синдрома расщепления личности
8.8
Психиатр
Жакова Олимпиада Николаевна
Психотерапевтический центр ГРАНАТ
г. Москва, 1-й Красносельский пер., д. 7/9А, стр. 11
8 (499) 116-81-57
9.9
Павличенко Алексей Викторович
Кандидат медицинских наук
Павличенко Алексей Викторович
г. Москва, ул. Цветной бульвар, д. 26, стр. 1
Павличенко Алексей Викторович на ул. Троицкая
г. Москва, Троицкая, д. 15, с.1
8 (495) 185-01-01
8 (495) 185-01-01
9.8
Минутко Виталий Леонидович
Доктор медицинских наук
Психиатрическая клиника доктора медицинских наук Минутко
г. Москва, Академика Пилюгина, д. 4
8 (495) 185-01-01
9.7
Генварская Диана Игоревна
Кандидат медицинских наук
Генварская Диана Игоревна
г. Москва, Столешников переулок, 6
Генварская Диана Игоревна
г. Москва, Костякова, д. 10
Генварская Диана Игоревна
г. Москва, Рождественский бульвар, д. 10/7
8 (495) 185-01-01
8 (495) 185-01-01
8 (495) 185-01-01
9.3
Шуров Василий Александрович
Медплюс
г. Москва, Электролитный проезд, д. 1 корп. 3 эт. 1
8 (495) 185-01-01
9.8
Кудряшов Валерий Викторович
Московский Городской Психоэндокринологический Центр на Арбате
г. Москва, ул. Арбат, д. 25/36
8 (499) 519-36-41
10
Филашихин Вячеслав Вячеславович
Кандидат медицинских наук
Медицинский центр Роса на ст. м. Ботанический сад
г. Москва, пр-д Серебрякова, д. 4, стр. 3
Медцентр Роса на Гвоздева
г. Москва, ул. Гвоздева, д. 5
8 (495) 185-01-01
8 (495) 185-01-01
9.5
Ковальчук Ирина Анатольевна
Кандидат медицинских наук
Фарватер психотерапевтический центр (Fairway)
г. Москва, Фурманный переулок, 9/12
8 (499) 116-77-33
9.1
Собольков Юрий Леонидович
Психотерапевтический центр ГРАНАТ
г. Москва, 1-й Красносельский пер., д. 7/9А, стр. 11
8 (499) 116-81-57
9.3
Ильина Надежда Алексеевна
Психотерапевтический центр ГРАНАТ
г. Москва, 1-й Красносельский пер., д. 7/9А, стр. 11
8 (499) 116-81-57
Лечение
Наиболее эффективным является лечение на ранних этапах, тогда удается интегрировать субличности и создать целостную личность. Лечение заключается в психотерапии, иногда при сопутствующей депрессии или тревоге требуется сочетание ее с медикаментозной терапией. Наиболее желательный результат психотерапии — интеграция личностей. В тех случаях, когда интеграция личности нежелательна или невозможна, тогда психотерапевтическое лечение помогает облегчить взаимодействие между личностями и уменьшить симптоматику.
Основными приемами психотерапии являются когнитивная и рациональная психотерапия. Они направлены на вырабатывание критики к своему состоянию и тренировку сознания. Эти методики изменяют стереотипы мышления и убеждения. Бихевиоральная психология, как метод воздействия, помогает отучить от нежелательных привычек и реакций. К методу лечения можно отнести и групповую психотерапию или семейную, при которой выясняются причины, лежащие в основе потребности во множественных личностях
При любых методиках важно попробовать воспроизвести возможные травмы, которые способствовали возникновению расстройства, и правильно отреагировать на них. Все методики сводятся к интеграции всех «отщепленных» личностей в одну
Для этого они обучают человека своему состоянию, повышают терпимость к неприятностям, учат контролировать свои импульсы. Так или иначе психотерапия сфокусирована на постепенной интеграции личностей и воссоздании целостной личности «Я» или хотя бы на предотвращении дальнейшей диссоциации. Один из методов — инсайт-ориентированная психодинамическая терапия, которая нацелена на преодоление травмирующей ситуации. Психодинамические терапевты поощряют пациентов говорить о своих эмоциях, страхах, для того чтобы обнаружить уязвимые ситуации, которые вытеснены из сознания. Методика изменчивой экспозиции используется для снижения чувствительности больного к травматическим воспоминаниям.
Психотерапевт при работе пациентами, имеющими расщепление личности, поочередно обращается к каждой личностью и работает с ней, одинаково принимая и уважая каждую. Он не должен принимать какую-то одну сторону, поскольку это провоцирует внутренний конфликт. Контакт может осуществляться и через внутренний диалог, если пациент «слышит» альтер-личность как внутренний голос. В таком случае пациент передает врачу ответы, получаемые от внутреннего голоса. Но возможны искажения сообщений, поскольку ответы альтер-личности контролируются главной личностью. Другим средством коммуникации с субличностью является автоматическое письмо — фиксация в письменной форме ответов субличности.
По мере устранения причин диссоциации, лечение постепенно направляется на интеграцию альтернативных личностей и восстановление взаимоотношений пациента в обществе. Часто на фоне психотерапии происходит спонтанная интеграция, которой помогает обсуждение объединения личностей, особенно во время гипнотического внушения. Собрать необходимую информацию о детских травмах и переживаниях пациента, ставших причинами диссоциации, можно с помощью гипноза или бесед под растормаживанием.
При гипнозе основная задача — вернуть пациента в прошлое, в тот возраст, когда случилась психотравма. Гипноз может выявить личности пациента и создать взаимосвязь между ними. Некоторые врачи участвуют и взаимодействуют с лицами, пытаясь облегчить интеграцию личностей. Гипнотические техники также убирают защиты в виде субличностей и возвращают пациента в реальность через признание психотравмирующего факта.
Медикаментозное лечение имеет симптоматическую направленность и применяется при наличии депрессии, импульсивности и тревоги. С этой целью применяются антидепрессанты и транквилизаторы. Медикаментозное лечение не купирует диссоциацию.
Доктора
специализация: Психолог / Психиатр / Психотерапевт
Авраменко Валерий Валентинович
1 отзывЗаписаться
Подобрать врача и записаться на прием
Лекарства
- Антидепрессанты: Рексетин, Золофт, Флуоксетин, Прозак, Профлузак, Депрекс.
- Транквилизаторы: Рудотель, Грандаксин, Лорафен, Седуксен, Элениум, Феназепам.
Медицинские процедуры и операции при данной патологии не показаны.
Хочу отличаться от остальных. Могу ли я тоже разделиться на три личности?
Весьма сомнительно. Происходит расщепление, конечно, всегда по желанию пациента – но не по мановению волшебной палочки, а по желанию бессознательному. В основном, как подчеркивалось ранее, это стремление отгородиться, изолироваться от экстремально сильных негативных воспоминаний. Не каждое грустное или тревожное событие в жизни способно спровоцировать подобного рода «трещину» Я. Например, самый известный человек с расстройством множественной личности, Билли Миллиган, в детстве подвергался многократному физическому и сексуальному насилию . Поэтому, чтобы сработал настолько сильный защитный механизм, триггер тоже должен быть весьма серьезным.
Говоря же о симуляции, стоит подчеркнуть, что психиатр легко способен определить, где реальный недуг, а где – разыгрываемый. Ю. В. Попов отмечает, что при симуляции расстройства личности гипертрофированы, поляризованы, примитивны. При их проигрывании опытный эксперт может заметить недостаточность разграничения отдельных личностей и наличие в них внутренних несоответствий. В отличие от симулянтов, пациенты с РМЛ склонны скрывать свои нарушения (особенно бросается в глаза симуляция правонарушителей, стремящихся избежать наказания) .
Кроме того, имея полное, всестороннее представление об этом заболевании, вряд ли кому-либо действительно захочется им обладать. Выделиться из толпы, конечно, получится – только вряд ли кто-то из личностей будет к этому стремиться.
В целом же диссоциативные расстройства личности – масштабная тема, которая продолжает изучаться и открываться с новых сторон по сей день. Здесь пока есть свои белые пятна и загадки, тайны и вопросы без ответов. О реальности/надуманности заболевания все еще спорят исследователи. Тем интереснее в этих спорах слышать третью, совершенно отличную точку зрения, которую высказывает сторонник относительности персонификаций, американский психолог Джеймс Хиллман: «Множественная личность – это человеческая природа в ее естественном состоянии» . И с этой точки зрения, не лишенной рационального зерна, норма и патология легко меняются местами.
Источники:
- 1. Cormier, J. F., & Thelen M. H. (1998). Professional skepticism of multiple personality disorder. Professional Psychology: Research and Practice, 29.
- 2. Киз Д. Таинственная история Билли Миллигана. — М.: Эксмо, 2015 г. — 640 с.
- 3. Всемирная организация здравоохранения. F44.81 Multiple personality disorder // The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders. Diagnostic criteria for research. — Женева. — 263 с.
- 4. Микаелян В. А. Диссоциативное расстройство идентичности как неассимилированный возраст личности. — «Банберский Ереванский университет» // «Философия, психология». — Ереван, 2011 г. — стр. 65-75
- 5. Попов Ю. В. Современная клиническая психиатрия — М. «Экспертное бюро-М», 1997. — 496 с.
- 6. Adams, M. V. Deconstrucrive Philosophy and Imaginal Psychology: Comparative Perspectives on Jacques Derrida and James Hillman. — Northwestern University Press, 1985. — pp. 231-248.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Диагностика диссоциативного (конверсионного) расстройства
Диагноз может быть поставлен с помощью структурированных интервью:
- расписание интервью с диссоциативными расстройствами (DDIS);
- структурированное клиническое интервью для диссоциативных расстройств DSM-IV (SCID-D);
- интервью с использованием шкалы диссоциативных переживаний (DES), которая является вопросником для оценки состояния самосознания пациента.
Некоторые диагностические тесты были разработаны и адаптированы специально для работы с детьми и подростками («Детская версия меры по оценке ответа» (REM-Y-71), «Детское интервью относительно диссоциативных переживаний» (CDC), «Диссоциативный контрольный список поведения детей» (CBCL), «Ребенок» — подсистема диссоциации поведения и контрольный список симптомов травмы для подкласса Dissociation для детей).
Существуют проблемы с классификацией, диагностикой и терапевтическими стратегиями диссоциативных и конверсионных расстройств, которые могут быть истолкованы в историческом контексте истерии. Даже текущие системы, используемые для диагностики диссоциативных расстройств, (DSM-IV и ICD-10), различаются способом определения классификации. В большинстве случаев специалисты в области психического здоровья по-прежнему не решаются диагностировать пациентов с диссоциативным расстройством, поскольку до установления диагноза «диссоциативное расстройство» у этих пациентов, более чем вероятно, диагностируется большая депрессия, тревожное расстройство и посттравматическое расстройство.
Важной проблемой при диагностике диссоциативных расстройств является вероятность того, что пациент симулирует симптомы, чтобы избежать негативных социальных последствий. Молодые преступники, которые должны понести уголовное наказание, сообщают о таком диссоциативном расстройстве как амнезия
В рамках одного исследования было обнаружено, что 1% несовершеннолетних правонарушителей сообщил о полной амнезии во время насильственного преступления, а 19% заявили о частичной амнезии. Были также случаи, когда люди с диссоциативным расстройством личности раскрывали противоречивые свидетельства в суде, в зависимости от присутствующей личности.
Врачи диагностируют диссоциативные расстройства на основе анализа симптомов и личной истории. Врач может проводить тесты, чтобы исключить физические состояния, которые могут вызвать такие симптомы, как потеря памяти и чувство нереальности (например, травма головы, поражения головного мозга или опухоли, лишение сна или опьянение). Если физические причины исключены, специалист по психическому здоровью часто консультируется для проведения оценки состояния пациента.
На многие особенности диссоциативных расстройств может влиять культурный фон человека. В случае диссоциативного расстройства идентичности и диссоциативной амнезии пациенты могут проявлять необъяснимые, неэпилептические припадки, паралич или сенсорную потерю. В условиях, когда «раздвоение личности» является частью культурных убеждений, фрагментированные личности человека могут восприниматься как духи, божества, демоны или животные. Межкультурный контакт может также влиять на характеристики других идентичностей. Например, человек в Индии, подвергшийся воздействию западной культуры, может присутствовать с «изменником», который говорит только по-английски. В культурах с очень строгими социальными условиями амнезия часто вызвана тяжелым психологическим стрессом, таким как конфликт, вызванный угнетением. Наконец, добровольно индуцированные состояния деперсонализации могут быть частью медитативной практики, распространенной во многих религиях и культурах, и не должны быть диагностированы как расстройство.
В дополнение к диагностическим тестам для детей и подростков был разработан ряд подходов для улучшения распознавания и понимания диссоциации у детей. Недавние исследования были направлены на выяснение неврологической основы симптомов, связанных с диссоциацией, путём изучения нейрохимических, функциональных и структурных нарушений мозга, которые могут возникнуть в результате детской травмы. Другие специалисты в этой области утверждали, что выявление дезорганизованной привязанности у детей (проявляется при постоянном подавлении ребёнка) может помочь предупредить врачей о возможности диссоциативных расстройств.