Когда ребенок начинает гулить?

Что влияет на речевое развитие детей

Развитие речи – это один из самых сложных, но и самых важных этапов в жизни человека.

На формирование способности изъясняться влияет очень много факторов, среди которых можно выделить:

Слуховое внимание. Без хорошо развитого слуха дети не смогут выучить речь, поскольку, чтобы что-то повторить, изначально они должны это услышать. Чтобы развить слуховое внимание, родители должны заниматься с малышами

Например, давать слушать музыку, тренировать понимание того, откуда звук следует. В последнем случае помогут погремушки. В разговоре можно использовать различные интонации, чтобы выработать понимание того, что ребёнка хвалят или, наоборот, его поведением недовольны. Кроме того, изменение интонации позволяет тренировать формирование темпа речи.

Моторное развитие. Языковое и моторное развитие тесно связаны, о чём мы уже говорили. Потому, чтобы развивать языковую составляющую, желательно использовать игры, которые заставляют ребёнка активно двигаться. Правда, в столь юном возрасте крохе трудно контролировать свои движения, особенно это касается мелкой моторики, которая физиологически развивается позднее крупной. И не стоит забывать об артикуляционной моторике. Улыбки, различные «рожицы», щёлканье языком и т.п. активизирует мышцы, отвечающие за правильное формирование звуков.

Интеллектуальный рост. Интеллектуальное развитие малыша прямо влияет на темп его языкового развития. В простонародье бытует мнение, что глупый ребёнок заговорит позднее умного. На самом деле темпы интеллектуального развития малыша можно ускорить. Для этого существуют специальные методики. Даже обыкновенные игры стимулируют интеллект крохи. Главное, заниматься с ребёнком систематически и не перегружать его, пытаясь «вылепить» вундеркинда.

Эмоциональное развитие. Эмоциональность стимулирует более быстрое становление речи. Именно потому мы инстинктивно разговариваем с ребёнком более эмоционально, чем со взрослыми. Это помогает ему более точно определить интонации и заставить захотеть ответит эмоцией на эмоцию.

Общение. Ребёнок быстрее заговорит, если ему будет с кем это сделать. Общение с родителями – это, конечно, хорошо, но малышам будет полезно общаться и с другими детьми. Потому желательно почаще выходить с ребёнком гулять на детские площадки и т.п.

Главное правило – заниматься с детьми. Чем больше усилий будет приложено к их развитию, тем быстрее получите отдачу. В младенчестве дети впитывают информацию как губки.

Развитие речи грудничка: когда ребенок начинает лепетать

В первые недели после рождения малыш может только кричать. Но с каждым днем этот крик становится более осознанным, появляются разные интонации. Мама уже может различать, когда ребенок проголодался, когда требует внимания, а когда нужно сменить подгузник.

image

После крика наступает стадия гуления, когда малыш произносит различные вариации звуков -агу, -гы, -гэ и прочих. Как правило, это происходит в возрасте 4-8 недель. Затем от гуления ребенок переходит к лепету, а уже после и к целым словам. Гуление и лепет важны для развития речи. За счет этого учатся произносить звуки, выстраивать цепочки из слогов.

image

К трем-четырем месяцам грудничок уже умеет громко смеяться или проявлять недовольство. Кроха может испытывать и переживать радость и любопытство, страх и обиду. Смех и улыбка в этом возрасте происходят осознанно.

Психическое и эмоциональное развитие младенца в 4 месяца характеризует повышенное оживление. Малыш реагирует на знакомые голоса и лица, игрушки и предметы, машет руками и ногами, смеется или улыбается в ответ. Он изучает свое тело, трогает волосы и лицо, рассматривает пальчики, ноги и руки. Ребенку интересно смотреть на себя в зеркало. Кроме того, он уже узнает и реагирует на имя!

Дети в четыре месяца легко произносят гласные звуки «а» и «о», согласные – «б», «п» и «м», начинают говорить простые слоги. Для развития речи регулярно разговаривайте с ребенком, активно используйте мимику! Показывайте карточки с изображениями и произносите вслух названия. Кроме того, в это время грудничок воспринимает звуки, которые имитируют звуки животных.

Лепетать или произносить первые слоги малыш начинает в 6-7 месяцев. Но это условные рамки. Когда младенец начнет лепетать, зависит от индивидуального развития, темперамента и характера ребенка.

image

Некоторые активные дети лепечут уже и в 4-5 месяцев. А спокойные и тихие малыши начинают произносить слоги лишь в 9-10 месяцев. Интересно, что некоторые детки долго молчат и впитывают знания, а потом сразу начинают произносить несколько слогов и даже простые слова.

Детки начинают говорить простые слоги, типа “ба”, “ма”, “та” и пр. после пятого месяца. Сначала они произносят такие слоги однократно и редко, затем чаще и повторяя друг за другом. Тем самым они выстраиваются в цепочки и уже составляют целые слова, наподобие, ма-ма, ба-ба, па-па.

Во многом, когда начнет лепетать и говорить малыш, зависит от степени интенсивности занятий. Регулярные упражнения помогут ребенку правильно развиваться.

Разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с жестами и движениями, пойте ритмичные песенки. Используйте разные интонации, ведь дети уже в полгода распознают звуки, чувства и тона в голосе. Они следят не только за речью, но и за движением губ. Поэтому не забывайте о мимике!

image

Полугодовалый малыш хорошо играет с игрушками. Он уже может искать и тянуться к ним. Покажите грудничку любимую собачку или другое животное и спрячьте в сторону. Кроха сразу повернется в ту сторону, где вы спрятали игрушку. Начнет протягивать ручки и лепетать. Помогайте младенцу и приговаривайте “Где собачка? Куда делась собачка? Вот она! Возьми собачку! Как лает собачка? Ав-ав”.

Когда малыш начнет произносить слова, нужно тренировать мышцы щек и губ. Как правило, это происходит в 11-12 месяцев. В это время дети говорят уже около 10 легких слов, наподобие, “мама”, “папа”, “деда”, “баба”, “дай”, “вон”, “тут”, “туда” и т.д.. Кроме того, они подражают звукам животным и произносят “мяу”, “гав”, “му” и прочее.

Для тренировки мышц губ и щек педиатры рекомендуют использовать свистки, игрушечную флейту или губную гармошку. Стройте гримасы и изображайте эмоции на лице, чтобы грудничок повторял за вами.

Когда ребенок начинает гулить

В возрасте 2-2,5 месяцев ребенок начинает гулить, а приблизительно с полугода — лепетать.

Как ребенок гулит и что это значит? Это более продвинутая по сравнению с агуканьем речь. Наряду с гласными звучат согласные звуки «г», «к», «х» и их сочетания «гу», «гы», «кхы», «агу», «ах». Это более активное общение: ответ на улыбку, попытка воспроизведения звучащей мелодии, удивление и размышления при виде игрушки.

Пик гуления приходится на возраст 3 месяца. Малыш много разговаривает сам с собой в такт размашистым движениям ручек и ножек, пускает пузыри и, похоже, делает это с удовольствием.

ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ

Что делать если:

Чем агуканье отличается от гуления

Когда малыши начинают агукать и гулить, родители испытывают массу радостных ощущений. Агуканье – это звучание гласных звуков из уст ребенка, а гуление – речевая форма, которая является более сложной.

В звуках начинают появляться согласные, например: г, к, х в сочетании с гласными. Тогда в ы можете услышать: агу, кы, кхы, гу. Этап гуления способен продлиться до четырех или пяти месяцев. Иногда данные звуки возникают у малыша в спонтанном порядке, например, при изучении игрушки. Однако постепенно малыш начнет использовать гуление и агуканье в ответ на общение или же улыбку родного человека.

В период, когда малыш начинает общаться, родители должны понимать, что это довольно важный этап в своевременном и правильном развитии ребенка. Самым пиком гуления принято считать три месяца. Это именно тот возраст, когда у вас под рукой должны находиться камера и фотоаппарат, чтобы у вас постоянно была возможность снять своеобразные песни малыша. Очень часто новорожденные начинают гулить под некоторые песни, получается так, как будто малыш подпевает.

Этапы речевого развития ребенка

Возраст малыша Речевое развитие и навыки общения
Новорожденный до 1,5 месяцев Рефлекторный крик, через четыре недели он становится более осознанным, с помощью крика новорожденный сообщает о недовольстве или дискомфорте
1,5-3 месяца Ребенок начинает гулить и агукать, произносить нараспев гласные и согласные звуки. К третьему месяцу малыш может гулить, чтобы получить ответную реакцию
4-6 месяцев Грудничок начинает лепетать и произносить первые легкие слоги. Он чувствует потребность в общении со взрослым, проявляет радость и оживление при общении
С 6-7 месяцев Произношение целых цепочек из слогов, начинает говорить первые легкие слова (мама, папа, баба)
С года Грудничок произносит и понимает целые слова (в среднем 10-15 слов)
1,5-2,5 года Появляются простые предложения из двух слов, в речи встречаются первые прилагательные, ребенок активно интересуется окружающим миром, словарный запас увеличивается
2,5-3 года Появляются сложные предложения и грамматические формы слов, так малыш может изменять слово по падежам и числам. Ребенок часто проговаривает свои действия
Старше трех лет Словарный запас расширяется, ребенок может строить сложносочиненные предложения и запоминать маленькие стихи

Как развивать и совершенствовать гуление

Когда малыш начинает агукать, его может забавлять собственный голос. Происходит развитие пространственного видения, слух становится все более дифференцированным.

Красочные вещи намного привлекательнее, интереснее. Лучше воспринимаются различные звуки. Ребёнок исследует материальный мир руками и ртом. Происходит дальнейшее развитие моторики.

Родители беспокоятся, когда малыш не гулит после 3–4 месяцев. Чаще всего это никак не связано с какими либо физиологическими отклонениями в развитии. Просто ребёнку нужно больше общения.

Как научить ребёнка говорить «агу»

  • Произносите обращенные к младенцу слова не слишком громко, но и не тихо.
  • Избегайте крика, раздраженного тона.
  • Следите за интонациями в речи, мимикой. Дети очень чутко реагируют на проявления негативных эмоций, а положительные являются провокатором звучания.
  • Постоянно поддерживайте зрительный контакт, чтобы ребёнок видел лицо говорящего с ним.
  • Не включайте громко телевизор, музыкальный центр, компьютер в комнате, где находится младенец.
  • Когда ребёнку исполнится 3–5 месяцев, можете гулить и агукать в ответ. Услышав свой звук в ответ от мамы, он очень обрадуется, осознав свой первый звуковой контакт. Или включайте записи гуления других детей.
  • С разрешения педиатра и после консультации с детским массажистом проводите легкий массаж живота, груди, щек, подбородка крохи и, одновременно, произносите детские потешки, читайте стихи.
  • Отвечайте улыбкой, приветливым выражением лица на произнесенные младенцем звуки.

Разговаривайте ласково, доброжелательно. Неторопливая речь подталкивает ребёнка к подражанию. Предложения должны быть короткими, чтобы малышу было проще понять смысл сказанного.

Внимание! Развитие языка — показатель общего развития ребёнка. Редкое общение со взрослыми оттянет момент произношения первых звуков

Если ребёнок на протяжении нескольких месяцев не пытается произнести ни звука, об этом следует сообщить участковому педиатру. Исходя из особенностей развития ребенка доктор сделает вывод, почему ребёнок молчит.Сообщит, нужно ли обследование у невролога или родителям необходимо просто больше времени уделять общению со своим чадом.

Как научить ребёнка агукать, если он не смог сам?

Только практикой. Все эти предречевые инстинкты очень глубоко заложены в нас, не бойтесь будить их. Малыш с радостью будет подражать вам, чтобы бы вы не делали – это его «программа» поведения лет до трёх. Издавайте похожие звуки, поощряйте его смехом и улыбкой, превратите процесс в весёлую игру – это совсем не сложно, когда грудничок настолько мал.

Спросите родителей или других старших родственников, кто и как учил вас самих. Старшее поколение бывает мнительным, но обладает бесценным опытом самостоятельного решения проблем, которого нам иногда не хватает.

В младенчестве нарушения речи поправимы почти во всех случаях, так что повод для паники сомнительный. Главное не пустить этот вопрос по течению, надеясь на то, что малыш разберётся сам.

Учимся говорить

Многие родители ошибочно считают агуканье забавой. Но стоит отдавать себе отчет в том, что именно это и является началом формирования речевого аппарата. Естественно, намеренно научить агукать просто невозможно, но вполне можно ускорить этот процесс.

Это даст ребенку возможность научиться общаться с миром. Как научить малыша агуканью?

Больше общаться с крохой

С этого и начинается правильное восприятие окружающих звуков и фиксирование внимания. Мама должна комментировать каждое свое действие и рассказывать обо всем, что она видит и делает. Это может показаться глупым, но стоит учитывать то, что для ребенка все новое и он не знает названия даже самых простых предметов.

Разговаривать следует и во время водных процедур, массажа, смены подгузника и перед сном. При этом родители должны говорить спокойно, не кричать и не высказываться слишком эмоционально.

Добавляем гласные

Если малыш уже агукает, то можно начать развивать этот навык. Для этого родители должны повторять каждый произнесенный ребенком звук. Повторяя за ребенком, нужно добавлять новые звуки и ребенок поймет, что он интересный собеседник и станет повторять за родителями.

Массаж ладоней крохи

В то время, когда ребенок начинает агукать, специалисты рекомендуют делать массаж рук. Ведь доказано, что на ладонях расположены точки, которые каким-то образом связаны с головным мозгом.

Можно заниматься с ребенком активными пальчиковыми играми, которые развивают мелкую моторику.

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг — маму зовет.

К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

В каком возрасте ребенок начинает лепетать

Лепетать или произносить первые слоги малыш начинает в 6-7 месяцев. Но это условные рамки. Когда младенец начнет лепетать, зависит от индивидуального развития, темперамента и характера ребенка.

Некоторые активные дети лепечут уже и в 4-5 месяцев. А спокойные и тихие малыши начинают произносить слоги лишь в 9-10 месяцев. Интересно, что некоторые детки долго молчат и впитывают знания, а потом сразу начинают произносить несколько слогов и даже простые слова.

Детки начинают говорить простые слоги, типа “ба”, “ма”, “та” и пр. после пятого месяца. Сначала они произносят такие слоги однократно и редко, затем чаще и повторяя друг за другом. Тем самым они выстраиваются в цепочки и уже составляют целые слова, наподобие, ма-ма, ба-ба, па-па.

Во многом, когда начнет лепетать и говорить малыш, зависит от степени интенсивности занятий. Регулярные упражнения помогут ребенку правильно развиваться.

Когда у детей начинается гуление

Развитие речи до года происходит в несколько этапов:

  • крик;
  • гуление;
  • лепет.

Во время прохождения всех трех этапов идет активная подготовка к овладению речи, формируются голосовые реакции, развивается артикуляционный, дыхательный аппараты.

Первая стадия крик

Она длится с самого рождения до 2 месяцев

Для новорожденного единственным способом привлечь к себе внимание окружающих является плач. Практически все его чувства выражаются в крике: голод, жажда, страх, одиночество

Через 2-3 недели после рождения младенец начинает реагировать на знакомые голоса: прекращает плакать, прислушивается. К 1,5-2 месяцам поворачивает голову в сторону говорящего. Он начинает понимать интонацию: громкий, резкий- голос вызывает плач и беспокойство, ласковый-способствует оживлению, малыш интенсивно двигает ручками, ножками.

Однако уже через пару месяцев коммуникационные возможности существенно расширяются.

Вторая стадия гуление

Стадия начинается в 2 месяца и заканчивается к полугоду. Первым важным шагом в обучении общению с окружающими является смех. С 2 месяцев малыш начинает осознавать социальное значение смеха, улыбки и их воздействие на людей. Он использует их как ответ на дружеское расположение и обращение взрослых.

Молодые, неопытные родители часто не сразу замечают появление лепета, так как не знают, что он из себя представляет, в каком возрасте появляется. После того как младенец освоил улыбку, он начинает воспроизводить гласноподобные звуки-а-аа, э-э-э, у-у-у.  С 4 месяцев ребенок уже может произносить различные звуки, которые называются «гуканьем» (агу, гу,и-и).

image

Интересно! Подобные звуки одинаковы у детей всего мира, независимо от родного языка.

С 5 месяца увидев родного человека, малыш выдает различные звуки, покрикивает, улыбается, тем самым обращаясь к близкому.

Третья стадия лепет

Стадия длится от 6 месяцев до года — именно в этом возрасте появляется лепет ребенка.

В 5-6 месяцев, когда ребенок уже научился произносить разные звуки, приходит черед попытаться построить из них слова. Вначале он соединяет согласный звук с гласным, причем из согласных преобладают смычные согласные-б, д, г. Позже появляются носовые звуки-м, н. Первым согласным звуком является «а». Малыш с удовольствием повторяет слоги, обычно это проявляется в многократном произнесении отдельных слогов-ба-ба, да-да, тя-тя.

К 10 месяцам словесные цепочки становятся все более разнообразными. В голосе звучат все компоненты речи: интонация, ритм, темп

Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, пытается ее скопировать. Лепетные цепи из гласных звуков сменяются на цепи со стереотипными сегментами с различным шумовым началом (ба-на, ва-ка, ма-па)

В возрасте одного года у ребенка вместо детского лепета появляются первые слова и реакции на них. Обычно он умеет говорить 4-5 слов. Он воспринимает различные звукосочетания и соотносит их с предметами.

Когда малыш начинает лепетать, это умиляет родителей. Ведь он повторяет, практически все, что слышит, но пока не понимает значения многих слов.

Этапы развития речевых способностей малыша

Развитие речи и способность общения малыша можно разделить на следующие возрастные группы:

  • От рождения до 1,5 месяцев – новорожденный выражает свое недовольство криком, плачем. На четвертой неделе кроха отчетливо слышит звуки и слова, однако о развитии речи говорить еще рановато.
  • От 1,5 до 3 месяцев – грудничок может произносить некоторые гласные звуки, часто кряхтеть. На третьем месяце ребенок начинает гулить и агукать. Он уже умеет различать интонацию, ритм и напевность речи.
  • 4-6 месяцев – малыш проявляет радость при общении, начинает лепетать, подражать тонам речи мамы и папы, произнося несложные слоги. В этом возрасте младенец издает преимущественно удлиненные звуки (гласные «ааа-а», «ууу-у» «ооо-о»).
  • 7-9 месяцев – умеет распознавать тона и повторять отдельные слоги. Ребенок легко имитирует жесты взрослых и начинает говорить несложные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»). В репертуаре крохи еще можно услышать губную фонетику – «гуление и агуканье», которое больше схоже на язык взрослой речи.
  • После 1 года – дети продолжают говорить «агу» и уже могут выговаривать целые слова. Они подражают выражениям близких, а их речеподобные звуки более осмысленны и понятны родителям. Ближе к 12 месяцам грудничок в своем словарном запасе содержит от 10 до 12 слов.
  • 1,5-2 года – в речи можно услышать первые прилагательные слова. Насколько ребенок активен и разговорчив, все зависит от его физического и психического развития. Как с ним часто беседуют и чего учат мама и папа, с той же интенсивностью будет изменяться его анатомический вокальный тракт.

От лепета к лепетным словам

Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции. 

Шаг 1  

Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» — положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал)) 

Шаг 2 Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: «Кто пришел, кто это, позови маму». Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами «Как Ваня упал? Бах!» Ориентировочный возраст — с года до полутора лет 

Шаг 3 Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию» 

  1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл) 
  2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла) 

Шаг 4.  Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов  Слово звукоподражание: 

  • Барабан бам-бам-бам 
  • Упал бах, бабах 
  • Качаться, качели кач-кач 
  • Дождик кап-кап 
  • Гусь га-га-га 
  • лягушка ква-ква 
  • Дай, дать? дай 
  • Собака ав-ав 
  • Ворона кар-кар 
  • Спать а-а-а, бай-бай 

Шаг 5  Появление слов взрослого лексикона: 

  • Бабака (собака) 
  • Титики (часики) 
  • Моти (смотри) 

Что делать? Мы не можем попросить «скажи «аяя», предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов

Заключение

Разговаривайте с малышом! Да, он не поймёт вас, но интонацию, тепло и радость в голосе он очень хорошо различает, как и противоположные эмоции. Окружите его приятной речью, покажите, что лепету вы рады гораздо больше, чем крику, и ребёнок непременно захочет попробовать.

Не бойтесь показывать наглядно – инстинкт копирования поведения родителей сыграет вам на руку. Подключайте к обучению бабушек, дедушек, любых родственников и друзей, которые общаются с крохой – он запомнит всех и от каждого возьмёт какой-то звук или причину, по которой захочет общаться так.

Следите за развитием конкретно своего ребёнка и не оглядывайтесь на чужих малышей в по пытках понять, во сколько дети начинают агукать – все они разные являются личностями даже в таком юном возрасте.

Ссылка на основную публикацию
Похожее